Надо ли следить за персоналом?



Михаил Брод, infobez.ru (13.01.2005)
Надо сказать, что вопрос, вынесенный в заголовок статьи, не так-то и прост, как может показаться. Как и большинство проблем, эта проблема имеет две стороны, два решения, две позиции. Одни без всяких раздумий скажут, что следить нужно, — люди должны выполнять работу, на которую приняты. Другие будут доказывать, что этого делать нельзя, и приводить любые примеры, вплоть до ссылок на конституцию, законы о правах личности и так далее.

Спорить можно долго, и при этом каждый будет оставаться при своем мнении. До тех пор, пока использование технических, программных средств компании не будет вестись в личных целях, а компания при этом будет еще и платить своему работнику. (Как вы понимаете, в данном случае речь идет о тех работниках, которые в своей деятельности используют компьютерную технику.) И когда вопрос «следить или нет» начинает бить по карману, часто принимается одинаковое решение — «следить нужно». Остается решить — как это делать. Но решение уже есть — его предлагает компания StaffCop Software. Их продукт StaffCop — «система контроля персонала, не имеющая аналогов на российском рынке. С ее помощью можно эффективно решать проблемы, связанные с человеческим фактором на производстве».

Собственно, пока — в текущей версии программы — обеспечить полноценное отслеживание затрат рабочего времени программа не позволяет. Заявлены, но пока не реализованы такие возможности, как мониторинг получаемой и отправляемой почты по стоп-словам, аналогичный мониторинг различных мессенджеров, получение разнообразных отчетов по результатам мониторинга. Но, будучи добавленными в программу, названные возможности могут предоставить руководству довольно полную картину происходящего на рабочих местах сотрудников. В том числе появится возможность отслеживать возможные каналы передачи внутренних документов сторонним лицам, что считается раскрытием конфиденциальной информации и может быть строго наказано.

Программа крайне проста как в установке, так и в использовании. Для установки требуется одно — наличие прав администратора на том компьютере, где устанавливается один из модулей. Всего же в программе их два — клиентский, устанавливаемый на том компьютере, откуда производятся сбор информации и дальнейшая ее обработка, и агента, устанавливаемого на пользовательские компьютеры. Агентская часть не видна для пользователя и служит для сбора и передачи информации клиенту. (Программа не работает на старых версиях Windows — 95 и 98.)

Установка агента может выполняться как локально, так и удаленно. Для локальной установки агента нужно выполнить следующие шаги:

Для удобства можно скопировать эти файлы на дискету и устанавливать агента с них. Либо можно сделать папку общим сетевым доступом на своем компьютере, положить файлы туда и потом устанавливать агента из этой сетевой папки. После установки в клиентской части нужно вручную добавить сведения об установленном агенте.

Для удаленной установки нужно запустить клиентскую часть и выбрать опцию меню «Установить агента». В открывшемся окне выбрать требуемый компьютер или ввести его сетевой адрес и выполнить установку. При наличии у сетевого администратора административных прав на удаленный компьютер можно использовать текущие логин и пароль, в противном случае ввести необходимые данные в соответствующие поля. Если все сделано правильно, то в списке установленных агентов появится новый, тот, который вы только что установили. При удаленной установке могут возникнуть проблемы, связанные чаще всего с тем, что на удаленном компьютере изменены стандартные настройки системы либо настройки не отвечают требованиям.

Теперь нужно выполнить настройки агентов. Что и как они будут контролировать, зависит от того, какие права на использование корпоративных ресурсов даны тому или иному пользователю. Например, если пользователю дана возможность выполнять серфинг по Интернету без каких-либо ограничений, можно отключить отслеживание посещенных интернет-ресурсов. Впрочем, выбор пока не очень велик. Программа обеспечивает три типа контроля — сохранение снимков экрана (сохраняются в графических файлах с расширением jpg), отслеживание запущенных на компьютере процессов и отслеживание посещенных сайтов с указанием времени их просмотра.

История действий пользователя может сохраняться в журналах. Настройки их формирования и сами журналы сохраняются на машине пользователя и переносятся на компьютер администратора по мере необходимости. Размеры журналов устанавливаются в килобайтах, и только для сохранения снимков экрана объем выделяемого места задается в мегабайтах. Настройка журналов заключается в определении нескольких параметров. Для истории процессов и доступа к Интернету устанавливается размер выделенного пространства, а также указание, что требуется делать при заполнении выделенного объема. Возможны два варианта — остановка дальнейшей записи при переполнении и запись поверх старых (этот вариант не рекомендуется использовать). Для настройки сохранения снимков экрана используется еще один параметр — периодичность, с которой они будут выполняться.

Поскольку настройки и выделенное место для журналов сохраняются на компьютере пользователя, то работа агента продолжается даже тогда, когда клиентская часть не работает. Но для того, чтобы просмотреть данные, сохраненные в журнале, требуется клиентская часть. Выбрав требуемого агента, через связанное с ним меню можно выбрать опцию «Загрузить журнал». Процесс заключается в том, что все накопленные данные копируются на компьютер администратора и он получает возможность просмотра выполнявшихся на рабочем месте задач, посещенных сайтов и выполнявшихся процессов. При загрузке журналов можно указать, какие журналы нужно загружать (не обязательно сразу работать со всеми) и нужно ли очищать журнал на компьютере пользователя. Если журнал не очистить, будет возможность выполнить загрузку журнала вторично.

Загрузку журналов можно выполнять одновременно для нескольких установленных агентов. Для этого удобно воспользоваться опцией меню Отчеты = > Мастер отчетов. Мастер позволяет отметить всех агентов, чьи журналы нужно загрузить на компьютер администратора. Большего на настоящий момент этот мастер не выполняет. Полученные файлы с данными о запущенных процессах и посещенных веб-страницах можно сохранить в виде csv-файла и затем импортировать в Excel. До тех пор пока в программе не будет полноценного мастера подготовки отчетов, их придется подготавливать во внешних программах.

Есть еще одна опция в настройках агента, но она больше связана с моральной стороной использования программы, чем с технической. Агент может быть невидим для пользователя, на чьем компьютере он установлен. Но можно сделать его видимым, и тогда в панели задач будет размещена его иконка. Пользователь будет видеть, что за его действиями наблюдают. И моральная сторона заключается как раз в том, чтобы сотрудник был заранее предупрежден о такой возможности. Как предупредить? Например, вписать в трудовое соглашение специальный пункт о такой возможности. Аналогично тому, как записывают требования о неразглашении коммерческой тайны. Кто согласен на такие условия — подпишет договор, кто нет — будет искать работу в другой компании.

Если же говорить только с технической точки зрения, то программа, безусловно, очень интересна и с легкостью может быть использована в любых локальных сетях. Для работы с ней не требуются какие-либо специфические знания, работать с ней сможет не только системный администратор, но и любой пользователь, мало—мальски знающий, как работать на компьютере. В своих возможностях отслеживания работы в Интернете программа может достичь тех же возможностей, как и известная система Cobion OrangeBox Web. А с моральной точки зрения решение использовать ее или нет должно принимать руководство компании.

Наверх ↑